Виды техник скорочтения

виды скорочтения фото

Скорочтение — одна из популярных методик, которую рекламируют и школьникам, и студентам, и взрослым. «Училкин» предлагает разобраться, стоит ли учиться скорочтению, что включает этот навык и какие техники действительно работают.

Скорочтение: что это и зачем это нужно

Техника скорочтения — это не просто умение читать 600-800 слов в минуту. Навык включает умение быстро воспринимать и анализировать данные, отслеживать структуру читаемого текста и развитие авторской мысли, «выхватывать» из полотна букв нужную информацию, отбрасывая несущественные детали. Таким образом, техники отрабатывают навык работы с информацией — группировки данных, систематизации. Осваивать скорочтение рекомендуется с 14-16 лет: большинство детей младшего возраста не способны воспринимать информацию с такой скоростью.

Популярность подобных техник основана на том, что современный человек, особенно ученик старшей школы или университета, ежедневно получает огромный объём информации, которую требуется обработать в сжатый срок. Быстрое усвоение большого объёма данных — важный фактор при получении высшего образования, повышении квалификации и других программах обучения. К сожалению, далеко не все методики скорочтения обеспечивают необходимый результат.

Техники скорочтения

1. Использование периферийного зрения

Данная техника может подразумевать несколько различных вариантов: чтение страницы зигзагами, восприятие страницы «одним взглядом» без скольжения глазами по строчкам, чтение «по диагонали». При этом активно используется периферийное зрение.

При том, что преподаватели подобных техник обещают хорошие результаты и называют показатели до 1000 слов в секунду, независимые исследования демонстрируют плохую усваиваемость информации при подобном чтении. Периферийное зрение плохо подходит для объединения слов в осмысленный текст, его анализа и запоминания важной информации; большинство людей не способно усваивать текст таким образом. Кроме того, офтальмологи напоминают, что использование периферийного зрения не подходят людям с нарушением зрения — например, с близорукостью.

2. Техника непрерывного чтения

Суть методики — фокусировка читателя на отдельном абзаце, небольшая пауза для усвоения информации (при необходимости), переход к следующему фрагменту, фокусировка на нём и повторение этого цикла на протяжение всей статьи/книги. Основной принцип — отсутствие возвращения к уже прочитанным фрагментам, которое непроизвольно происходит при обычном чтении даже простого текста с понятной лексикой. Читатель постоянно движется вперёд, последовательно уделяя время каждому абзацу/предложению и не возвращаясь к ним после.

При том, что отсутствие таких возвращений к уже прочитанному действительно экономит время, эффективность усвоения от этого страдает. Особенно сильно проблемы с восприятием выражены при работе со сложными статьями с научными терминами. Хотя некоторым людям такая методика действительно подходит, большинство чтецов не успевает освоить суть прочитанного, мысленно представить структуру и достичь понимания.

скорочтение

3. Отключение «внутреннего голоса»

«Внутренний голос», или субвокализация — это мысленное проговаривание текста во время чтения, которое происходит при нормальном процессе. Преподаватели призывают отключить этот «внутренний голос»: на проговаривание уходит время, а подавление субвокализации позволяет ускорить чтение.

Учёные, в свою очередь, считают, что субвокализация — необходимый процесс для усвоения информации. При подавлении «внутреннего голоса» читатель невольно пропускает незнакомые понятия, отчего страдает понимание сложных статей — чтец фокусируется только на тех элементах, которые знакомы ему и не требуют осмысления. Для усвоения научных работ такая методика не подходит.

Кроме того, исследования с электромагнитными сенсорами показали, что полное подавление субвокализации невозможно в принципе — даже те, кто читает на высокой скорости, продолжают мысленно проговаривать прочитанное. Ускорение достигается не за счёт отключения «внутреннего голоса», а благодаря расширению словарного запаса: наличие большого «мысленного словаря» приводит к сокращению пауз, необходимых для осмысления незнакомых терминов. Чтец быстро распознаёт знакомые слова, что ускоряет восприятие.

4. RSVP

Методика основана на современных технологиях. Её название переводится как «быстрая последовательная визуальная демонстрация». Суть заключается в том, что текст по одному слову демонстрируется на экране с комфортной для читателя скоростью; при этом взгляд чтеца фиксируется на одной точке вместо движения глазами по странице. Ускорение достигается за счёт того, что читатель не тратит время на движение глаз.

Такая техника действительно увеличивает скорость восприятия, но имеет свои нюансы. Основной проблемой, как и в других методиках, является незнакомая лексика: при смене слов на высокой скорости чтец не успевает ухватить взглядом и осмыслить незнакомый термин или понятие. В результате этого страдает либо восприятие текста, либо скорость чтения: читатель вынужден либо оставить незнакомое слово без внимания, что может сказаться на усвоении сути прочитанного, либо остановиться и перемотать приложение к нужному фрагменту, чтобы осмыслить его без ускорения.

RSVP, как и другие методики, работает для тех, у кого уже имеется богатый словарный запас. Все техники скорочтения требуют предварительного читательского опыта, наличия большого внутреннего «словаря» и способностей к быстрой обработке данных.

Меню