Как подготовить ребенка к школе?

Подготовка детей к школе

 

Поступление в первый класс – это стресс не только для ребенка, но и для всей семьи. Новый коллектив, незнакомая обстановка, другие правила – все это может вызвать тревогу у будущего школьника. Цель нашей статьи – помочь родителям грамотно подготовить малыша к школе, опираясь на рекомендации детских психологов. Мы рассмотрим 6 основных советов, которые помогут сделать адаптацию к школе максимально комфортной.

6 советов для подготовки ребенка к школе

1. Выберите форму обучения

Современное образование предлагает 3 основные формы обучения: очную, очно-заочную и заочную

  • Очная форма обучения – классический вариант, когда ребенок ежедневно посещает школу. Это полноценная социализация, живое общение с учителем и сверстниками, а также четкий распорядок дня. Такая форма подходит большинству детей.
  • Очно-заочная форма обучения предполагает частичное посещение школы. Часть предметов изучается в классе, другая часть – дома самостоятельно. Этот вариант хорош для детей с особыми потребностями или занятых в профессиональном спорте.
  • Заочная форма обучения – это обучение преимущественно дома с периодическими аттестациями в школе. Подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья или проживающих в отдаленных районах.

При выборе формы обучения ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребенка, его здоровье, характер и ваши семейные обстоятельства. Помните, что всегда можно сменить форму обучения, если выбранный вариант окажется неподходящим.

2. Позаботьтесь о моральной подготовке

Психологическая готовность к школе не менее важна, чем интеллектуальная. Дети должны быть эмоционально готовы к новому этапу в своей жизни. Вот четыре способа психологически подготовить будущего первоклассника:

  • Организуйте знакомство с одноклассниками и учителем заранее. Если есть возможность, посетите школу вместе с ребенком, познакомьтесь с педагогом, пройдитесь по коридорам, загляните в класс. Это снизит тревожность в первый учебный день.
  • Запишите ребенка на подготовительные занятия при школе. Такие курсы помогут не только освоить базовые знания, но и привыкнуть к школьной атмосфере, познакомиться с будущими одноклассниками.
  • Тренируйте память и внимание через игры и упражнения. Это можно делать в повседневной жизни – считать ступеньки, запоминать маршрут, играть в "Что изменилось?" и другие развивающие игры.

Помните, что переход к школьной жизни должен быть плавным, без резких изменений и стрессов.

3. Помогите привыкнуть к новому распорядку

С началом школьной жизни режим дня ребенка существенно меняется. Ранний подъем, уроки, домашние задания – все это требует перестройки привычного распорядка. Начните готовить малыша к новому режиму за 2-3 недели до 1 сентября. Постепенно сдвигайте время отхода ко сну и подъема ближе к "школьному" графику. Вводите в распорядок дня "учебное время" – 30-40 минут, когда ребенок будет заниматься чем-то полезным: рисовать, решать задачки, читать. Так ему будет легче привыкнуть к школьным урокам. Обязательно предусмотрите время для отдыха после занятий. Первоклассники быстро утомляются, им нужны перерывы для восстановления сил.

распорядок дня школьника

4. Научите быть частью общества

В коллективе ребенку понадобятся определенные качества, которые помогут ему взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим 4 ключевых качества, необходимых первокласснику.

Быть самостоятельным

Первокласснику необходимо освоить базовые навыки самообслуживания:

  • одеваться и раздеваться без помощи взрослых;
  • завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии;
  • самостоятельно умываться, чистить зубы;
  • пользоваться туалетом без посторонней помощи;
  • складывать вещи в шкафчик;
  • убирать за собой игрушки и учебные принадлежности.

Важно найти баланс: поддерживайте стремление ребенка к самостоятельности, но не требуйте слишком многого сразу. Постепенно расширяйте зону его ответственности, хвалите за успехи и помогайте справляться с трудностями.

Быть дружелюбным

Научите ребенка основным правилам общения с одноклассниками: здороваться при встрече, обращаться по имени, просить, а не требовать, благодарить за помощь. Объясните, что драки и обидные прозвища – не лучший способ разрешения конфликтов. Расскажите, как реагировать на задирание со стороны других детей: не отвечать агрессией на агрессию, обращаться за помощью к учителю, уметь отстаивать свои границы, но не переходить к оскорблениям. Проигрывайте возможные конфликтные ситуации дома, чтобы ребенок знал, как себя вести.

Быть усидчивым

Способность концентрироваться на задании в течение 30-40 минут – важное умение для первоклассника. Начните с малого: предлагайте ребенку занятия, требующие сосредоточенности, на 10-15 минут, постепенно увеличивая время.

Хорошо тренируют усидчивость:

  • сборка конструктора по инструкции;
  • рисование по образцу;
  • лепка из пластилина;
  • настольные игры с правилами;
  • чтение книг.

Делайте короткие перерывы между занятиями, позволяйте ребенку подвигаться, а затем снова вернуться к делу. Так формируется привычка доводить начатое до конца.

Быть вежливым

Базовые нормы этикета должны стать привычкой для первоклассника:

  • использовать слова "пожалуйста", "спасибо", "извините";
  • не перебивать говорящего;
  • поднимать руку, если хочешь что-то сказать на уроке;
  • стучать перед входом в кабинет;
  • здороваться с учителями и другими взрослыми в школе.

Объясните правила поведения на переменах: не бегать по коридорам, не кричать, не толкаться. Расскажите, что можно и нельзя делать в школе: нельзя выходить из класса без разрешения, использовать телефон на уроках, есть вне столовой, а можно общаться с друзьями на переменах, задавать вопросы учителю, если что-то непонятно, играть в спокойные игры в отведенных для этого местах.

5. Мотивируйте учиться

Многие дети идут в школу с энтузиазмом, но со временем интерес к учебе может угаснуть. Как поддерживать мотивацию первоклассника? Психологи рекомендуют связывать школьные предметы с увлечениями ребенка. Если малыш любит динозавров, покажите, как математика поможет узнать, насколько один динозавр больше другого. Увлекается космосом? Объясните, что чтение откроет доступ к интересным книгам о планетах и звездах. Интересуется животными? Расскажите, как на уроках окружающего мира он узнает много нового о своих любимцах. Важно найти баланс между учебой и хобби. Не запрещайте детям заниматься тем, что ему нравится, ради бесконечного выполнения домашних заданий. Вместо этого используйте его интересы как мотиватор: "Сначала решим задачи, а потом у нас будет время поиграть в футбол".

6. Убедитесь, что ребенок готов к школьной программе

Перед поступлением в школу важно убедиться, что юный школьник владеет базовыми знаниями и навыками, которые помогут ему успешно освоить программу первого класса. Рассмотрим основные предметные области.

Математика

К началу первого класса ребенок должен:

  • уверенно считать от 0 до 20 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать числа (больше, меньше, равно);
  • выполнять простое сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, право, лево);
  • решать простые логические задачи ("Что лишнее?", "Продолжи ряд").

Не обязательно к началу учебного года решать сложные примеры – этому научат в школе. Важнее развить математическое мышление через игры, головоломки, повседневные ситуации (считать ступеньки, делить яблоко на части).

Русский язык

В области русского языка первокласснику понадобятся следующие навыки:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять первый и последний звук в слове;
  • делить слова на слоги;
  • знать алфавит (хотя бы узнавать буквы);
  • уметь писать печатными буквами свое имя;
  • составлять рассказ по картинке из 3-5 предложений;
  • пересказывать короткие истории;
  • читать по слогам простые слова (желательно, но не обязательно).

Развивайте речь ребенка через чтение книг, обсуждение прочитанного, словесные игры. Не требуйте идеального чтения до школы – у каждого свой темп освоения этого навыка.

Окружающий мир

Базовые знания об окружающем мире помогут ребенку лучше осваивать материал на уроках:

  • различать диких и домашних животных, знать их основные особенности;
  • называть 5-7 видов деревьев, кустарников, цветов;
  • знать времена года, их признаки и последовательность;
  • различать части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • называть месяцы года и дни недели;
  • знать основные части тела человека и животных;
  • различать природные явления (дождь, снег, гроза, ветер);
  • иметь представление о профессиях (5-7 профессий);
  • знать правила поведения в природе.

Расширяйте кругозор детей через наблюдения за природой, посещение музеев, просмотр познавательных передач, обсуждение интересных фактов.

Общие знания

Некоторые общие сведения также необходимы первокласснику:

  • знать свои полные фамилию, имя, отчество;
  • знать имена и отчества родителей;
  • помнить домашний адрес (хотя бы город и улицу);
  • уметь определять время по часам (хотя бы приблизительно);
  • знать основные праздники (Новый год, 8 Марта, День Победы);
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • знать базовые правила дорожного движения (как переходить дорогу, значение светофора);
  • знать в какой стране и городе проживаешь.

Эти знания легко осваиваются в повседневной жизни, через беседы, наблюдения, совместные прогулки.

Игры для подготовки к школе

Игровой подход – один из самых эффективных способов подготовки к школе. Через игру дети легче усваивают новые знания и навыки, развивают внимание, память, мышление. Существует множество обучающих игр: настольные (лото, домино, шашки), словесные ("Города", "Слова на букву"), подвижные с образовательным компонентом, компьютерные развивающие программы.

Вот эффективные развивающие игры, которые можно использовать для подготовки к школе:

  • "Найди и обведи". Подготовьте лист с напечатанными буквами, цифрами или фигурами. Попросите ребенка найти и обвести, например, все буквы "А" красным карандашом, все цифры "5" синим и т.д. Эта игра развивает внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику.
  • "Что это?". Положите в непрозрачный мешочек разные предметы (ключ, карандаш, кубик, монетка). Ребенок должен на ощупь определить предмет и описать его свойства: "Это карандаш, он длинный, деревянный, с одной стороны заостренный". Игра развивает тактильные ощущения, речь, словарный запас.
  • "Ассоциации". Называйте слово, а ребенок должен быстро сказать, что с ним ассоциируется: "Солнце" – "жаркое", "Книга" – "интересная", "Школа" – "учитель". Затем поменяйтесь ролями. Эта игра развивает логическое мышление, скорость реакции, расширяет кругозор.

6 рекомендаций для родителей будущего первоклассника

Готовность к школе должна быть не только у ребенка, но и у родителей. Вот шесть важных правил, которые помогут вам создать хорошую атмосферу для первоклассника:

Не очерняйте учителя в глазах ребенка

Даже если вам не нравятся методы преподавания или личность педагога, не критикуйте его при детях. Для первоклассника учитель – важный авторитет, и подрыв этого авторитета может негативно сказаться на отношении к учебе. Если возникают проблемы, обсуждайте их напрямую с учителем или администрацией школы, но не в присутствии ребенка.

Больше общайтесь

Каждый день спрашивайте, как прошли уроки, что нового узнал ребенок, с кем подружился. Но не ограничивайтесь формальными вопросами – интересуйтесь чувствами и впечатлениями: "Что тебя сегодня порадовало?", "Было ли что-то, что тебя расстроило?". Такие беседы помогают ребенку осмыслить школьный опыт и дают вам возможность вовремя заметить проблемы.

общение родителей с дошкольники

Не ругайте за плохие оценки

Оценки – не показатель ценности ребенка как личности. Если малыш получил низкую оценку, спокойно разберитесь в причинах, предложите помощь в освоении сложного материала. Помните, что в первом классе важнее не оценки, а адаптация к школе, формирование учебных навыков и положительного отношения к образованию. Критика и наказания за плохие оценки могут вызвать страх перед школой.

Не наказывайте, лишая отдыха

Запрет на прогулки, игры, общение с друзьями – неэффективный метод воспитания. Отдых необходим для восстановления физических и психических сил после учебного дня. Вместо лишения отдыха используйте естественные последствия: не выполнил домашнее задание вовремя – придется сделать его вечером вместо просмотра мультфильма. Так ребенок учится ответственности без ущерба для здоровья.

Не заучивайте учебники до занятий

Изучение материала заранее может привести к тому, что на уроке ребенку станет скучно, он потеряет интерес к объяснениям учителя. Кроме того, ваш способ объяснения может отличаться от школьного, что вызовет путаницу. Лучше помогайте с закреплением пройденного материала, если в этом есть необходимость. Опережающее обучение оправдано только в случае серьезных пробелов в знаниях или по рекомендации педагога.

Не смейтесь над ребенком

Никогда не высмеивайте ошибки, страхи или неудачи ребенка. Насмешки подрывают самооценку, вызывают чувство стыда и неуверенности. Если первоклассник боится отвечать у доски, неправильно произносит слова или не может решить простую задачу – это не повод для шуток. Поддерживайте его, объясняйте, что ошибки – естественная часть обучения, и каждый (включая взрослых) через это проходил.

Можно ли подготовить ребенка к школе за год?

Многие родители задаются этим вопросом, особенно если до школы осталось не так много времени. Ответ: да, при грамотном подходе год – вполне достаточный срок для подготовки. Однако важно трезво оценить свои силы и возможности.

Самостоятельная подготовка требует от родителей педагогических знаний, терпения и значительных временных затрат. Не все могут позволить себе регулярно заниматься с ребенком после рабочего дня. К тому же, родителям бывает сложно объективно оценить уровень знаний своего малыша и правильно выстроить программу обучения.

Альтернативой может стать профессиональная подготовка. Например, наши репетиторы по подготовке к школе могут помочь без лишнего стресса адаптировать ребенка к школе. Занятия проходят в онлайн-формате и очно (у ребенка или преподавателя). Преимущества такой подготовки очевидны: профессиональные педагоги знают, как заинтересовать детей, умеют находить индивидуальный подход к каждому ученику, следят за прогрессом и корректируют программу при необходимости. Репетитор дошкольника развивает все необходимые навыки: математические представления, речь, память, внимание, мелкую моторику, логическое мышление.

Меню